Подготовка к школе – это не только покупка детского рабочего стола и портфеля. Да, посетить школьную ярмарку очень важно, но нужно помнить и о других нуждах ребёнка, в частности, психологических.
Переход малыша из детского сада в школу станет для него самым глобальным изменением в жизни. Более того: этот момент кардинально поменяет не только жизнь ребёнка, но и жизнь всей Вашей семьи, особенно, если он старший (или первый). Чтобы эти изменения не стали шоком, к ним необходимо готовиться.
Создаём впечатление о школе
В подготовке к первым дням за школьной партой главенствующее место занимает создание правильных установок и ожиданий ребёнка. Очень важно создать позитивное впечатление об учебном процессе и школы, но и палку перегибать не стоит. Две распространённых ошибки:
- Создание завышенных ожиданий. Если Вы постоянно будете обещать ребёнку, что он в школе обязательно будет успешным, это может излишне его расслабить. Малыш не будет готов к постоянному ежедневному труду, столкновение с требовательным учителем может стать для него полной неожиданностью. Это скажется на его уверенности в себе негативным образом;
- Запугивание. Многие родители неосознанно отвращают ребёнка от школы, запугивая его. «Как ты будешь учиться-то, такой неаккуратный?», «вот в школе с учителем так спорить не получится», «вот в школе-то ты наконец поймёшь, что такое порядок». Получается, что непоседа идёт в первый класс и изначально не ждёт от этого ничего хорошего.
Найдите золотую середину. Вы должны донести до ребёнка очень простую мысль:
Ты молодец, и у тебя обязательно всё получится, если будешь стараться. В школе очень интересно, там можно узнать много нового, нужно только захотеть.
Готовим к социализации
Дома ребёнок за партой сидит один, его ничего не отвлекает от учёбы, не нужно налаживать новые контакты. В классе свежеиспечённому школьнику с первого дня придётся общаться со сверстниками, причём с этими людьми ему придётся в очень тесном контакте провести ближайшие несколько лет.
Обязательно подготовьте ребёнка к мысли о том, что в школе будет много новых интересных знакомств. Да, возможно не все другие дети ему понравятся, но он обязательно найдёт себе отличных друзей. Поделитесь своими впечатлениями о школьных годах и школьной дружбе – может быть, есть какие-то школьные контакты, которые Вы поддерживаете до сих пор? Это станет для будущего школьника отличным примером хорошей дружбы.
Обязательно объясните, что ребёнок может скучать по детскому садику и старым знакомствам, а всё школьное, в противовес этим впечатлениям, может казаться абсолютно чужим. Постепенно это чувство исчезнет, он привыкнет к новой обстановке и к новым людям.
Опять же: поделитесь собственными переживаниями, расскажите о том, как ждали своего 1-го сентября. Можете рассказать и о том, что чувствуете сейчас, что тоже волнуетесь за ребёнка. Показать эмоциональное единство с первоклашкой, сделать свои переживания и чувства прозрачными – это тоже очень важно.
Учебная нагрузка
Проведённые за школьной партой годы – это, в первую очередь, серьёзная нагрузка и очень большая работа над собой. К этому тоже нужно готовить. Не скрывайте от ребёнка, что его ждут уроки, что нужно будет делать определённые усилия, но подчеркните: это потому что он повзрослел. Теперь ему больше доверяют, но и спрос становится выше. Дети любят, когда им удаётся стать ближе к взрослым, это станет отличным стимулом.
Объясните, что успехи в школе будут измеряться оценками, что учиться хорошо – это важно. Правда, нужно учитывать, что из-за плохих оценок дети часто переживают, поэтому их нужно предупредить о подобных эмоциональных потрясениях. Попробуйте уже летом начать вместе с ребёнком оценивать его действия – в работе по дому, в подготовительных занятиях. Пусть он сам, вместе с Вами, даёт себе оценку, тогда и в школе будет проще.
Очень важно:
Будьте объективны в своих оценках.
Да, очень важно хвалить ребёнка за достижения и критиковать за какие-то провалы, но нужно быть сдержанным в этом. Не захваливайте школьника и, уж тем более, не убивайте его самооценку чересчур жёсткими вердиктам – лучше всего будет подводить его к вынесению оценки наводящими вопросами.
Объясните, что сравнивать свои достижения нужно не с итогами деятельности других детей, а со своими же результатами, полученными в другое время. Так можно оценить собственный рост, а сравнение с другими школьниками абсолютно бесполезно.
И, конечно, следите за ребёнком – постоянно (но не навязчиво) наблюдайте за его успехами. Узнавайте, что он сам думает о своей работе, подбадривайте, давайте ценные советы. Не позволяйте ему забыть, что он молодец, и что всё у него получится.